Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

На главную
АКТУАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Терминология
История стандартизации и метрологии
Что такое "техническое регулирование"
Принципы технического регулирования
Модели технического регулирования
Технические регламенты
Структура и содержание технических регламентов
Порядок разработки технических регламентов
Государственный контроль и надзор
Цели и принципы стандартизации
Функции и задачи стандартизации
Методы стандартизации
Органы и службы стандартизации
Место стандартизации в экономике
Организация работ по стандартизации
Документы по стандартизации
Порядок разработки стандартов
Виды стандартов
Общероссийские классификаторы
Технические условия (ТУ)
Отраслевые стандарты (ОСТ)
Стандартизация услуг
Стандартизация в Европейском союзе
Техническое законодательство в ЕС
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Международные организации по стандартизации
• международная организация по стандартизации ИСО (ISO)
• международная электротехническая комиссия МЭК (IEC)
О регламенте REACH
Всемирный день стандартов

МЕТРОЛОГИЯ
Терминология
История метрологии
Старинные меры
Д.И.Менделеев в истории метрологии
Метрология в техническом регулировании
Стратегия обеспечения единства измерений
Роль измерений и значение метрологии
Объекты измерений
Виды и методы измерений
Средства измерений
Классификация средств измерений
Метрологические свойства средств измерений
Точность методов и результатов измерений
Эталоны физических величин
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Состав ГСИ
Метрологическая служба
Государственный реестр СИ
Утверждение типа СИ
Поверка средств измерений
Калибровка средств измерений
Метрологическая экспертиза
Методика выполнения измерений
Международное сотрудничество в области метрологии
Международные и региональные организации по метрологии

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
Формы оценки соответствия
Понятие подтверждения соответствия
Цели и принципы подтверждения соответствия
Формы и схемы подтверждения соответствия
Аккредитация
Приемка и ввод в эксплуатацию
Лицензирование
Экспертиза
Классификация средств размещения
Терминология сертификации
История сертификации
Обязательная сертификация
Декларирование соответствия
Добровольная сертификация
Участники обязательной сертификации
Участники добровольной сертификации
Добровольная сертификация услуг
Стандарты для предприятий общественного питания
Добровольная сертификация персонала
Сертификация средств измерений
Экологическая сертификация
Правила сертификации
Порядок проведения сертификации
Оформление сертификата соответствия
Условия ввоза продукции в РФ
Законодательная и нормативная база сертификации
Органы по сертификации и испытательные лаборатории
Международная сертификация
Сертификация в США

ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Терминология
Европейский подход к подтверждению соответствия
Обязательное подтверждение соответствия в Европейском союзе
Новая законодательная база
Декларация в ЕС
Сертификация в странах ЕС
Сертификация в Германии
Сертификация окон и дверей в ЕС
Сертификация мебели в ЕС
Материалы, контактирующие с пищей
Сертификация органических продуктов
Регламент 305/2011
Директива 2001/95/EC
Директива 2014/35/EC LVD
Директива 87/357/EEC

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Сущность качества
Обеспечение качества как цель сертификации
Требования к качеству продукции
Оценка качества
Система качества
Системы менеджмента качества
Международные стандарты ИСО серии 9000
Принципы менеджмента качества
Словарь терминов по качеству
О системе ХАССП
Модель CAF
Всемирный день качества



Добровольная сертификация услуг

Сертификация услуг в нашей стране началась в 1992 году после принятия законов Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации». В соответствии с положениями этих законов, она носила как обязательный, так и добровольный характер.

При организации работ по сертификации услуг пришлось столкнуться с определенными трудностями, главными из которых были следующие:

  • услуги в Российской Федерации не были объектом государственной стандартизации и, следовательно, отсутствовали необходимые требования к качеству и безопасности услуг;
  • отсутствовала забежная практика сертификации услуг и, следовательно, не было разработанных правил, которые можно было бы принять в качестве аналога.

Для введения сертификации услуг были разработаны и приняты:

  • Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН);
  • комплекс стандартов, определяющих терминологию, требования к отдельным видам услуг, к предприятиям и их персоналу и др., состоящий из 36 государственных и межгосударственных стандартов;
  • основополагающие организационно-методические документы по сертификации услуг, включая Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

Принятие Федерального закона «О техническом регулировании» принципиально изменило подход к подтверждению соответствия услуг, так как последние были исключены из объектов, к которым устанавливаются обязательные нормы.

За последние годы в эту сферу деятельности было вовлечено много новых работников, зачастую не имеющих необходимых профессиональных навыков и достаточной квалификации, в том числе по тем услугам, которые по своей природе обладают высокой потенциальной опасностью (общественное питание, медицинские и коммунальные услуги, услуги транспорта).

Учитывая, что в настоящее время в России услуги не являются объектами обязательной сертификации, более того, большинство услуг, оказываемых населению, не подлежат лицензированию, в добровольной сертификации услуг заинтересованы как их потребители, так и исполнители. Сертификат, свидетельствующий о прохождении предприятием сферы услуг добровольной сертификации, является сегодня единственным документом, призванным обеспечить уверенность потребителя в надлежащем качестве услуг, и, следовательно, помогает держателю такого сертификата (исполнителю услуги) обеспечить конкурентные преимущества на рынке. Поэтому основным механизмом подтверждения соответствия услуг установленным требованиям стала добровольная сертификация.

Наиболее широко добровольная сертификация услуг представлена в Системе сертификации ГОСТ Р. Чтобы сохранить потенциал Системы, постановлением Госстандарта России от 21 августа 2003 г. № 97 были утверждены Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг Системы сертификации ГОСТ Р, которые вступили в силу 1 сентября 2003 года.


В настоящее время в рамках Системы сертификации ГОСТ Р проводится сертификация следующих видов услуг:

  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов;
  • химическая чистка и крашение;
  • техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств;
  • перевозка пассажиров автомобильным транспортом;
  • туристские услуги и услуги средств размещения;
  • розничная торговля;
  • общественное питание;
  • ремонт обуви;
  • ремонт и пошив одежды;
  • услуги прачечных;
  • ремонт и строительство жилья и других построек;
  • фотоуслуги;
  • уборка зданий и сооружений;
  • услуги грузового автомобильного транспорта;
  • услуги транспортной экспедиции;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • физкультурно-оздоровительные услуги.

Помимо Системы сертификации ГОСТ Р областями деятельности, где были созданы системы добровольной сертификации услуг, стали строительство, энергетика, транспорт, связь, медицина и т.д. При этом основным побудительным мотивом Для прохождения сертификации стало то обстоятельство, что при проведении конкурсов одним из условий ставится подтверждение того, что соискатель в состоянии обеспечить определенный уровень качества предоставления услуг. Наличие сертификата системы добровольной сертификации в ряде случаев используется как необходимое условие участия в конкурсе по той причине, что иные свидетельства квалификации соискателей отсутствуют.

Добровольная сертификация услуг проводится с целью подтверждения соответствия оказываемых услуг требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других действующих документов, в том числе и любых документов, предложенных заявителем.

Актуальность добровольной сертификации для индустрии услуг объясняется тем, что в изменившихся экономических условиях она попала в сферу интересов преимущественно малого и среднего бизнеса, руководители которого зачастую не имели необходимого опыта и квалификации для организации работ. Прохождение процедуры добровольной сертификации заставило их уделить большое внимание санитарно-эпидемиологической, экологической и пожарной безопасности своих производств, оснащению предприятия надлежащим оборудованием, укомплектованности квалифицированным персоналом, обеспечению реализуемых процессов документацией, внедрению мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня качества оказываемых услуг.