Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

На главную
АКТУАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Терминология
История стандартизации и метрологии
Что такое "техническое регулирование"
Принципы технического регулирования
Модели технического регулирования
Технические регламенты
Технические регламенты ЕАЭС
Структура и содержание технических регламентов
Порядок разработки технических регламентов
Государственный контроль и надзор
Цели и принципы стандартизации
Функции и задачи стандартизации
Методы стандартизации
Органы и службы стандартизации
Место стандартизации в экономике
Организация работ по стандартизации
Документы по стандартизации
Порядок разработки стандартов
Виды стандартов
Общероссийские классификаторы
Технические условия (ТУ)
Отраслевые стандарты (ОСТ)
Стандартизация услуг
Стандартизация в Европейском союзе
Техническое законодательство в ЕС
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Международные организации по стандартизации
• международная организация по стандартизации ИСО (ISO)
• международная электротехническая комиссия МЭК (IEC)
О регламенте REACH
Всемирный день стандартов

МЕТРОЛОГИЯ
Терминология
История метрологии
Старинные меры
Д.И.Менделеев в истории метрологии
Метрология в техническом регулировании
Стратегия обеспечения единства измерений
Роль измерений и значение метрологии
Объекты измерений
Виды и методы измерений
Средства измерений
Классификация средств измерений
Метрологические свойства средств измерений
Точность методов и результатов измерений
Эталоны физических величин
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Состав ГСИ
Метрологическая служба
Государственный реестр СИ
Утверждение типа СИ
Поверка средств измерений
Калибровка средств измерений
Метрологическая экспертиза
Методика выполнения измерений
Международное сотрудничество в области метрологии
Международные и региональные организации по метрологии

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
Формы оценки соответствия
Понятие подтверждения соответствия
Цели и принципы подтверждения соответствия
Формы и схемы подтверждения соответствия
Аккредитация
Приемка и ввод в эксплуатацию
Лицензирование
Экспертиза
Классификация средств размещения
Терминология сертификации
История сертификации
Обязательная сертификация
Декларирование соответствия
Добровольная сертификация
Участники обязательной сертификации
Участники добровольной сертификации
Добровольная сертификация услуг
Стандарты для предприятий общественного питания
Добровольная сертификация персонала
Сертификация средств измерений
Экологическая сертификация
Правила сертификации
Порядок проведения сертификации
Оформление сертификата соответствия
Условия ввоза продукции в РФ
Законодательная и нормативная база сертификации
Органы по сертификации и испытательные лаборатории
Международная сертификация
Сертификация в США

ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Терминология
Европейский подход к подтверждению соответствия
Обязательное подтверждение соответствия в Европейском союзе
Новая законодательная база
Декларация в ЕС
Сертификация в странах ЕС
Сертификация в Германии
Сертификация окон и дверей в ЕС
Сертификация мебели в ЕС
Материалы, контактирующие с пищей
Сертификация органических продуктов
Директива 2001/95/EC
Директива 87/357/EEC

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Сущность качества
Обеспечение качества как цель сертификации
Требования к качеству продукции
Оценка качества
Система качества
Системы менеджмента качества
Международные стандарты ИСО серии 9000
Принципы менеджмента качества
Словарь терминов по качеству
О системе ХАССП
Модель CAF
Всемирный день качества



Добровольная сертификация персонала




Успех предприятия на рынке в большой степени зависит от компетентности работающего на нем персонала. На предприятии могут иметься совершенные системы менеджмента, применяться прогрессивные методы и подходы, но они окажутся результативными лишь в том случае, если их реализуют грамотные, профессионально подготовленные специалисты. Поэтому в любой сфере деятельности, при разработке любой системы менеджмента начинают, как правило, с обучения персонала или повышения его профессионального уровня. При этом важно подтвердить степень соответствия персонала определенным требованиям.

В современной экономике наряду с товарным и финансовым рынками активно действует рынок труда. Его условия выдвигают, с одной стороны, повышенные требования к работникам, а с другой — унифицируют эти требования, определяя тот профессиональный уровень, которому они должны соответствовать. Это характерно и для производственной сферы, и для сферы услуг, в частности, для ресторанного и гостиничного бизнеса, риэлторской деятельности, бытового обслуживания, адвокатской деятельности, аудита и т.д. Указанное обстоятельство вызвало появление относительно нового вида нормативного документа — профессионального стандарта. В настоящее время профессиональные стандарты стали применяться и в разных сферах государственной службы.

В России разработкой профессиональных стандартов занимаются в сфере здравоохранения и образования, в сельском хозяйстве и туриндустрии, а также в других областях деятельности.

В профессиональном стандарте устанавливаются такие требования к работникам, которые позволяют предприятию обеспечить минимально необходимый уровень производительности труда, эффективности и качества работы для функционирования в конкурентной среде. Профессиональные стандарты способствуют регулированию отношений между работодателями и работниками, дают возможность объективно оценить уровень подготовленности специалиста, помогают обеспечить повышение квалификации и раскрыть перспективы профессионального роста работников. Как правило, такие стандарты разрабатываются и принимаются профессиональными ассоциациями и являются их интеллектуальной собственностью.



Появление профессиональных стандартов вызвало необходимость создания систем подтверждения соответствия требованиям этих стандартов — систем сертификации персонала. За рубежом работы по сертификации персонала ведутся в разных странах, особенно широко они распространены в США, где действуют системы сертификации даже в отдельных штатах (системы сертификации школьного персонала в Пенсильвании и Айдахо, персонала скорой помощи в Техасе и т.д.) В Великобритании действует система сертификации работников газовой промышленности, в Канаде и США — системы сертификации офтальмологов и пр.

Международные требования к организациям, применяющим системы сертификации персонала, были сформулированы в стандарте ИСО/МЭК 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала». В нем были установлены требования к органам по сертификации персонала, их организационной структуре, системе управления, персоналу, процессу сертификации и др. В основном эти требования аналогичны тем, которые предъявляются к органам по сертификации продукции или систем менеджмента качества, однако есть и определенные отличия.

Основой процедуры сертификации персонала является экзамен, который может состоять из нескольких частей: письменного, устного и практического, а также дополнительной части, учитывающей особенности профессии. При этом в стандарте ИСО/МЭК 17024:2003 установлено, что в экзаменационный процесс не должны вмешиваться лица, принимавшие участие в подготовке и обучении экзаменующихся, а в принятие решения о выдаче сертификата — лица, которые были привлечены к подготовке или к проведению экзамена. Это требование фактически означает, что в состав персонала органа по сертификации входят разные эксперты, что и реализуется в Системе добровольной сертификации персонала в Российской Федерации.

В нашей стране работы по сертификации персонала начали развиваться в основном в рамках профессиональных объединений и региональных организаций. Эти работы ведутся изолированно друг от друга, без должной координации и общего методического подхода несмотря на то, что еще в 1999 г. вышло постановление Правительства Российской Федерации № 559 «О мерах по поддержке занятости населения». В план мероприятий по реализации этого постановления был включен пункт об организации внедрения системы сертификации персонала на соответствие требованиям профессиональных стандартов.




В настоящее время существуют отдельные системы сертификации персонала: в области неразрушающего контроля, управления проектами, в строительстве. Ведутся работы по созданию региональных систем сертификации персонала — в Самарской и Московской областях, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Краснодарском крае и т.д. А в 2003 г. Минтруда России и Госстандарт России выступили с совместной инициативой создания Национальной системы сертификации персонала.

Отсутствие единых общероссийских требований к персоналу и общего подхода к его сертификации, безусловно, негативно отражается на практике проведения этих работ. Не имея такого подхода и единых требований невозможно решить важнейшую экономическую и социальную задачу — создать общероссийский рынок труда.

Решению проблемы координации деятельности в области разработки профессиональных стандартов и проведения сертификации персонала по процедурам, гармонизированным с международной практикой, будет способствовать созданная и зарегистрированная Росстандартом Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации.