Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

На главную
АКТУАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Терминология
История стандартизации и метрологии
Что такое "техническое регулирование"
Принципы технического регулирования
Модели технического регулирования
Технические регламенты
Структура и содержание технических регламентов
Порядок разработки технических регламентов
Государственный контроль и надзор
Цели и принципы стандартизации
Функции и задачи стандартизации
Методы стандартизации
Органы и службы стандартизации
Место стандартизации в экономике
Организация работ по стандартизации
Документы по стандартизации
Порядок разработки стандартов
Виды стандартов
Общероссийские классификаторы
Технические условия (ТУ)
Отраслевые стандарты (ОСТ)
Стандартизация услуг
Стандартизация в Европейском союзе
Техническое законодательство в ЕС
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Международные организации по стандартизации
• международная организация по стандартизации ИСО (ISO)
• международная электротехническая комиссия МЭК (IEC)
О регламенте REACH
Всемирный день стандартов

МЕТРОЛОГИЯ
Терминология
История метрологии
Старинные меры
Д.И.Менделеев в истории метрологии
Метрология в техническом регулировании
Стратегия обеспечения единства измерений
Роль измерений и значение метрологии
Объекты измерений
Виды и методы измерений
Средства измерений
Классификация средств измерений
Метрологические свойства средств измерений
Точность методов и результатов измерений
Эталоны физических величин
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Состав ГСИ
Метрологическая служба
Государственный реестр СИ
Утверждение типа СИ
Поверка средств измерений
Калибровка средств измерений
Метрологическая экспертиза
Методика выполнения измерений
Международное сотрудничество в области метрологии
Международные и региональные организации по метрологии

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
Формы оценки соответствия
Понятие подтверждения соответствия
Цели и принципы подтверждения соответствия
Формы и схемы подтверждения соответствия
Аккредитация
Приемка и ввод в эксплуатацию
Лицензирование
Экспертиза
Классификация средств размещения
Терминология сертификации
История сертификации
Обязательная сертификация
Декларирование соответствия
Добровольная сертификация
Участники обязательной сертификации
Участники добровольной сертификации
Добровольная сертификация услуг
Стандарты для предприятий общественного питания
Добровольная сертификация персонала
Сертификация средств измерений
Экологическая сертификация
Правила сертификации
Порядок проведения сертификации
Оформление сертификата соответствия
Условия ввоза продукции в РФ
Законодательная и нормативная база сертификации
Органы по сертификации и испытательные лаборатории
Международная сертификация
Сертификация в США

ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Терминология
Европейский подход к подтверждению соответствия
Обязательное подтверждение соответствия в Европейском союзе
Новая законодательная база
Декларация в ЕС
Сертификация в странах ЕС
Сертификация в Германии
Сертификация окон и дверей в ЕС
Сертификация мебели в ЕС
Материалы, контактирующие с пищей
Сертификация органических продуктов
Регламент 305/2011
Директива 2001/95/EC
Директива 2014/35/EC LVD
Директива 87/357/EEC

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Сущность качества
Обеспечение качества как цель сертификации
Требования к качеству продукции
Оценка качества
Система качества
Системы менеджмента качества
Международные стандарты ИСО серии 9000
Принципы менеджмента качества
Словарь терминов по качеству
О системе ХАССП
Модель CAF
Всемирный день качества



Модели технического регулирования




Регулирующие меры в обязательной сфере должны предусматривать проведение в жизнь политики, обеспечивающей максимальную степень соответствия продукции установленным требованиям при объективно необходимом уровне участия органов власти. Благодаря такой политике формируются эффективные и открытые рынки, которые в свою очередь обеспечивают получение экономических преимуществ и стабильность. Цепочка применяемых регулирующих мер в рамках технического регулирования во многом зависит от степени «зарегулированности» сектора рынка, на котором обращается продукция.

Под моделью технического регулирования понимается совокупность регулирующих мер, которые необходимо применять в разном сочетании по определенным правилам для достижения целей технического регулирования в конкретном секторе экономики. Иными словами, модель технического регулирования представляет собой сочетание способов задания требований в технических регламентах и процедур оценки соответствия этим требованиям.

Регулирующими мерами в обязательной (законодательно регулируемой) сфере являются:

  • задание требований к продукции для обязательного исполнения и применения;
  • стандартизация;
  • подтверждение соответствия;
  • государственный контроль (надзор);
  • государственная регистрация продукции;
  • назначение органа государственной власти, ответственного за реализацию требований технического регламента и др.

Соответствующая модель технического регулирования формируется путем установления правил и порядка применения этих элементов в их взаимосвязи.

Однако, формируя модель регулирования, всегда необходимо учитывать степень опасности, которую может повлечь за собой несоответствие продукции установленным требованиям для жизни, здоровья и имущества граждан, для животного и растительного мира, а также для окружающей среды. Следовательно, одна модель регулирования не может быть приемлемой во всех случаях и необходимо наличие нескольких ее типов.

С учетом особенностей задания требований к продукции в регламентах и возможных видов оценки соответствия можно говорить о следующих двух основных типах моделей регулирования.




Тип А — модель, предполагающая применение технических регламентов, в которых устанавливаются конкретные требования к продукции. Виды оценки соответствия здесь распределены на предрыночной и рыночной стадиях. Данная модель может применяться в тех случаях, когда государство предполагает регулировать рынок напрямую, устанавливая конкретные требования к продукции. Следует иметь в виду, что из-за инерционности установленных в регламентах требований эта модель может оказаться неприемлемой для бурно развивающихся секторов рынка, так как ее применение чревато снижением инновационной составляющей.

Тип В — модель, предполагающая применение технических регламентов, в которых устанавливаются общие требования к продукции с использованием метода ссылок на стандарты. Виды оценки соответствия при этом также распределены на предрыночной и рыночной стадиях.

Эту модель, принятую в странах Евросоюза и получающую все большее развитие за его пределами, называют европейской. Она основана главным образом на методе косвенной ссылки на стандарты. При этом законодатель полностью освобожден от анализа технических подробностей, доверяя этот аспект регулирования наделенному специальными полномочиями органу по стандартизации. Следует подчеркнуть, что утверждение перечня стандартов, гармонизированных с техническим регламентом, законодатель оставляет за собой, что дает возможность контролировать деятельность органа по стандартизации.

Что же касается процедур оценки соответствия, используемых в обеих моделях, то о них можно сказать следующее. С одной стороны, их введение на предрыночной стадии несколько затрудняет свободное перемещение товаров из-за необходимости проведения этих процедур. С другой же стороны, позволяют выявить продукцию, не соответствующую установленным требованиям, еще на ранних стадиях ее обращения.

Важно, чтобы процедуры оценки соответствия не были слишком обременительными для заявителя. Добиться этого можно путем совместного учета возможного риска причинения вреда при использовании продукции, с одной стороны, и риска появления опасной продукции на рынке — с другой. Баланс интересов государства и бизнеса обеспечивает применение достаточно адекватных по затратам и возможному риску процедур оценки соответствия.




Выбор конкретного типа модели зависит от состояния доказательной базы в регулируемом секторе рынка, и при этом могут возникнуть следующие ситуации:

  • для продукции, доказательная база соответствия которой (гармонизированные с техническим регламентом национальные стандарты) уже сформирована, предлагается использовать модель В, а для продукции, для которой такая база отсутствует или государство заинтересовано в реализации единых технических решений, — модель А;
  • для продукции, доказательная база соответствия которой отсутствует, однако срок вступления в силу технического регламента установлен с таким расчетом, что к этому времени соответствующие национальные стандарты будут разработаны, можно использовать модель В;
  • для продукции, доказательная база соответствия которой отсутствует, рекомендуется использовать модель А с установлением в техническом регламенте конкретных характеристик продукции, однако регламент в этом случае целесообразно принимать в качестве правительственного постановления, предусматривая при этом последующую разработку доказательной базы с переходом к модели В.

При этом необходимо отметить, что каждая из описанных выше моделей включает разнообразные формы и схемы оценки соответствия.