Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

На главную
АКТУАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Терминология
История стандартизации и метрологии
Что такое "техническое регулирование"
Принципы технического регулирования
Модели технического регулирования
Технические регламенты
Технические регламенты ЕАЭС
Структура и содержание технических регламентов
Порядок разработки технических регламентов
Государственный контроль и надзор
Цели и принципы стандартизации
Функции и задачи стандартизации
Методы стандартизации
Органы и службы стандартизации
Место стандартизации в экономике
Организация работ по стандартизации
Документы по стандартизации
Порядок разработки стандартов
Виды стандартов
Общероссийские классификаторы
Технические условия (ТУ)
Отраслевые стандарты (ОСТ)
Стандартизация услуг
Стандартизация в Европейском союзе
Техническое законодательство в ЕС
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Международные организации по стандартизации
• международная организация по стандартизации ИСО (ISO)
• международная электротехническая комиссия МЭК (IEC)
О регламенте REACH
Всемирный день стандартов

МЕТРОЛОГИЯ
Терминология
История метрологии
Старинные меры
Д.И.Менделеев в истории метрологии
Метрология в техническом регулировании
Стратегия обеспечения единства измерений
Роль измерений и значение метрологии
Объекты измерений
Виды и методы измерений
Средства измерений
Классификация средств измерений
Метрологические свойства средств измерений
Точность методов и результатов измерений
Эталоны физических величин
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Состав ГСИ
Метрологическая служба
Государственный реестр СИ
Утверждение типа СИ
Поверка средств измерений
Калибровка средств измерений
Метрологическая экспертиза
Методика выполнения измерений
Международное сотрудничество в области метрологии
Международные и региональные организации по метрологии

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
Формы оценки соответствия
Понятие подтверждения соответствия
Цели и принципы подтверждения соответствия
Формы и схемы подтверждения соответствия
Аккредитация
Приемка и ввод в эксплуатацию
Лицензирование
Экспертиза
Классификация средств размещения
Терминология сертификации
История сертификации
Обязательная сертификация
Декларирование соответствия
Добровольная сертификация
Участники обязательной сертификации
Участники добровольной сертификации
Добровольная сертификация услуг
Стандарты для предприятий общественного питания
Добровольная сертификация персонала
Сертификация средств измерений
Экологическая сертификация
Правила сертификации
Порядок проведения сертификации
Оформление сертификата соответствия
Условия ввоза продукции в РФ
Законодательная и нормативная база сертификации
Органы по сертификации и испытательные лаборатории
Международная сертификация
Сертификация в США

ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Терминология
Европейский подход к подтверждению соответствия
Обязательное подтверждение соответствия в Европейском союзе
Новая законодательная база
Декларация в ЕС
Сертификация в странах ЕС
Сертификация в Германии
Сертификация окон и дверей в ЕС
Сертификация мебели в ЕС
Материалы, контактирующие с пищей
Сертификация органических продуктов
Директива 2001/95/EC
Директива 87/357/EEC

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Сущность качества
Обеспечение качества как цель сертификации
Требования к качеству продукции
Оценка качества
Система качества
Системы менеджмента качества
Международные стандарты ИСО серии 9000
Принципы менеджмента качества
Словарь терминов по качеству
О системе ХАССП
Модель CAF
Всемирный день качества



Место стандартизации в в современной экономике




Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило) в том или ином виде используется обществом с древних времен, но свой теперешний смысл как вид нормативного документа он приобрел в начале прошлого века.

Если углубиться в историю, то можно обнаружить, что стандартизация возникла в первую очередь из-за необходимости обеспечить совместимость и взаимозаменяемость разных изделий на определенной территории. Впоследствии к этой задаче добавились вопросы, связанные с достижением единого понимания информации и представления наиболее приемлемых, апробированных на практике способов решения технических задач, в том числе обеспечения безопасности.

В Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» стандартизация определена как деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Главными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению и необходимому уровню безопасности, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству.




Ежедневно на мировом рынке сотни миллионов потребителей приобретают продукцию или услуги, делая при этом свой выбор. Важнейшим критерием этого выбора является качество, ставшее в современном мире основной целью и сутью производства. Безусловно, качество — это и забота общества, которое использует для его достижения соответствующие механизмы, и прежде всего, техническое регулирование. Однако такие регулирующие меры, как технические регламенты, обязательное подтверждение соответствия, государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов и другие, формирующие ту составляющую качества, которая связана с безопасностью продукции для жизни, здоровья и имущества людей, а также для окружающей среды, находятся в ведении государства. Безопасность должна быть обеспечена по всей цепочке жизненного цикла продукции и законодательно является пропуском на рынок.

Современная стандартизация в техническом регулировании влияет на формирование качества в том его смысле, который заложен Международной организацией по стандартизации (ИСО) в определении качества в стандартах ИСО серии 9000. В соответствии с этим определением, качество представляет собой совокупность как потребительских свойств продукции, так и тех ее параметров, которые законодательно регулируются государством. В обоих случаях применение стандартов в Российской Федерации, странах ЕС и ряде других стран является делом добровольным, и решение о том, следовать ли стандарту, остается за изготовителем. Стандартизация участвует в формировании обеих этих составляющих качества, полностью сохраняя при этом принцип добровольности применения стандартов.