Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

На главную
АКТУАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Терминология
История стандартизации и метрологии
Что такое "техническое регулирование"
Принципы технического регулирования
Модели технического регулирования
Технические регламенты
Структура и содержание технических регламентов
Порядок разработки технических регламентов
Государственный контроль и надзор
Цели и принципы стандартизации
Функции и задачи стандартизации
Методы стандартизации
Органы и службы стандартизации
Место стандартизации в экономике
Организация работ по стандартизации
Документы по стандартизации
Порядок разработки стандартов
Виды стандартов
Общероссийские классификаторы
Технические условия (ТУ)
Отраслевые стандарты (ОСТ)
Стандартизация услуг
Стандартизация в Европейском союзе
Техническое законодательство в ЕС
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Международные организации по стандартизации
• международная организация по стандартизации ИСО (ISO)
• международная электротехническая комиссия МЭК (IEC)
О регламенте REACH
Всемирный день стандартов

МЕТРОЛОГИЯ
Терминология
История метрологии
Старинные меры
Д.И.Менделеев в истории метрологии
Метрология в техническом регулировании
Стратегия обеспечения единства измерений
Роль измерений и значение метрологии
Объекты измерений
Виды и методы измерений
Средства измерений
Классификация средств измерений
Метрологические свойства средств измерений
Точность методов и результатов измерений
Эталоны физических величин
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Состав ГСИ
Метрологическая служба
Государственный реестр СИ
Утверждение типа СИ
Поверка средств измерений
Калибровка средств измерений
Метрологическая экспертиза
Методика выполнения измерений
Международное сотрудничество в области метрологии
Международные и региональные организации по метрологии

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
Формы оценки соответствия
Понятие подтверждения соответствия
Цели и принципы подтверждения соответствия
Формы и схемы подтверждения соответствия
Аккредитация
Приемка и ввод в эксплуатацию
Лицензирование
Экспертиза
Классификация средств размещения
Терминология сертификации
История сертификации
Обязательная сертификация
Декларирование соответствия
Добровольная сертификация
Участники обязательной сертификации
Участники добровольной сертификации
Добровольная сертификация услуг
Стандарты для предприятий общественного питания
Добровольная сертификация персонала
Сертификация средств измерений
Экологическая сертификация
Правила сертификации
Порядок проведения сертификации
Оформление сертификата соответствия
Условия ввоза продукции в РФ
Законодательная и нормативная база сертификации
Органы по сертификации и испытательные лаборатории
Международная сертификация
Сертификация в США

ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Терминология
Европейский подход к подтверждению соответствия
Обязательное подтверждение соответствия в Европейском союзе
Новая законодательная база
Декларация в ЕС
Сертификация в странах ЕС
Сертификация в Германии
Сертификация окон и дверей в ЕС
Сертификация мебели в ЕС
Материалы, контактирующие с пищей
Сертификация органических продуктов
Регламент 305/2011
Директива 2001/95/EC
Директива 2014/35/EC LVD
Директива 87/357/EEC

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Сущность качества
Обеспечение качества как цель сертификации
Требования к качеству продукции
Оценка качества
Система качества
Системы менеджмента качества
Международные стандарты ИСО серии 9000
Принципы менеджмента качества
Словарь терминов по качеству
О системе ХАССП
Модель CAF
Всемирный день качества



Формы и схемы подтверждения соответствия



Правила обязательного подтверждения соответствия, включая его формы и схемы, а также сроки действия документов о соответствии и проведения работ по обязательной сертификации, должны устанавливаться в технических регламентах.

Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия существенным образом зависят от способов задания требований безопасности в технических регламентах.

Наиболее сложным является случай, когда изготовитель или не желает использовать гармонизированный стандарт в качестве доказательной базы соответствия, или такого стандарта нет. Тогда бремя доказательства соответствия требованиям технического регламента лежит на изготовителе, что требует от него немалых усилий.

В первом случае изготовитель с помощью третьей стороны должен доказать эквивалентность заявленных требований качественным требованиям технического регламента. При этом «эквивалентность» означает, что заявленные требования обеспечивают не меньший уровень безопасности, чем требования гармонизированных стандартов. Здесь следует учитывать факторы, которые могут изменить уровень опасности, например, взаимовлияние разных свойств продукции, место, условия и продолжительность ее использования, обязательность проведения регламентных работ, контроля и т.п. В европейской практике это выполняется органом, специально уполномоченным на проведение работ по конкретной директиве.

Во втором случае, т.е. если гармонизированных стандартов на данную продукцию нет, заявленные требования подлежат анализу на соответствие общим требованиям технического регламента, который также проводит уполномоченный орган. При этом заявленные требования в первую очередь сопоставляются с соответствующими числовыми значениями показателей, установленными в стандартах (международных, региональных, национальных) и сводах правил на аналогичную продукцию, допущенную к обращению на рынке, и в других документах, содержащих такие же показатели, выполнение требований которых не вызывает сомнений в безопасности продукции.



Уполномоченный орган может также провести испытания для оценки уровня безопасности принятых в продукции технических решений и сопоставления его с требованиями технического регламента.

Анализ показывает, что в условиях задания требований безопасности в технических регламентах в виде общих требований резко возрастают требования к компетентности уполномоченных органов. От них по существу зависит выполнение требований технических регламентов на практике.

Решение данной проблемы входит в функции уполномоченных органов по оценке соответствия. Для этого необходимо установить достаточно тесный контакт между изготовителем, с одной стороны, и органами, которые уполномочены (аккредитованы) для интерпретации требований и положений технического регламента, — с другой. Если для крупных предприятий такое взаимодействие приемлемо, то мелкие и средние часто предпочитают ориентироваться на однозначные требования и положения, установленные в гармонизированных с техническими регламентами национальных стандартах.

Способом разрешения этой проблемы является максимально широкое применение первого подхода — разработки основополагающих регламентов, допускающих ссылки на гармонизированные стандарты или своды правил, что отражено во второй части определения технического регламента. Указанный подход обеспечивает гибкость соответствующих технических регламентов, с одной стороны, и возможность реализации конкретных апробированных решений субъектами хозяйственной деятельности, с другой.